Вова делает стартап

Что не так с заказной разработкой (и со мной)

NB: Все нижесказанное является моим личным опытом и мнением. На глубокую аналитику рынка заказной разработки не претендую 🙂

Компания по заказной разработке сложного ПО - классный, понятный, стабильный бизнес, но со своими нюансами.

Первый нюанс - долгий цикл сделки. Если хочешь расти, надо работать с крупным бизнесом, а там бюрократия и несколько уровней принятия решений. Как итог, чтобы получить контракт, бывает нужно полгода-год (!) с момента первого знакомства. Меня эта участь миновала, т.к. я в какой-то момент решил работать только со стартапами, где цикл сделки гораздо меньше.

Но со стартапами свои проблемы и главная - нестабильность. Условный Сбербанк с большей вероятностью заплатит, чем стартапер, у которого внезапно закончилось финансирование или желание развивать проект. У меня был опыт работы коллектором, выбивающим оплату за проект - занятие не самое увлекательное.

С каждым годом становится все больше и больше компаний, кто занимается разработкой, и чтобы получать контракты надо как-то выделяться. И уметь продавать, доказывая, что вы лучше, чем конкурент или разработчик в штате.

Окей, у нас появился контракт, мы на него посадили разработчиков. А потом выяснилось, что заказчику нужно больше разрабов. Надо нанимать ещё. А потом проект резко закончился, и у тебя освободились разрабы, для которых нет работы. Они садятся на бенч (с английского “bench” - скамейка запасных), где ждут, пока сейлз им принесёт новый проект. Это так называемые «качели» - либо есть работа, но нету рук, либо наоборот.

Отдельного упоминания стоят рейтинги digital-компаний. Все из года в год суетятся, стремясь занять повыше строчку, а у кого это не получается… тот может купить себе место в рейтинге. После чего на конференции перед всеми рассказать, как он сломал систему, получив новых лидов с этого самого рейтинга.

Постоянно сталкиваясь с этим нюансами, я задался вопросом, а подходит ли мне вообще этот бизнес? Учитывая что:
- Я не хочу продавать долго (да что скрывать, в целом продажи не мой конёк)
- Выбивать дебиторку я тоже не люблю
- Делать очередной продукт для кого-то, а не для себя, уже нет такой большой мотивации
- Расти линейно (чтобы заработать в 10 раз больше надо иметь в 10 раз больше людей), попутно балансируя “качели”, не очень интересно
- Платить за рейтинги я считаю аморальным
я пришел к выводу, что заказная разработка все же не для меня.

Самое ведь главное в работе, чтобы она драйвила, зажигала. А у меня такого уже давно не было. Поэтому в апреле я принял решение приостановить нашу деятельность по заказной разработке, оставив всего 1 проект на поддержке. Далее были поиски партнера с идеей, которые к текущему моменту не увенчались успехом.

Что будет дальше? 🙂 Скоро узнаем.
Предпринимательство
Made on
Tilda